07
Янв

История России

С чего начинается история России? Вокруг чего вертится основная сюжетная линия? Как правильно отметил  Данилевский вокруг вопроса: Европа ли Россия? Об этом можно говорить начиная с легенды о призвании варяг, продолжая историческими спорами которые раздули вокруг этой легенды.

 В отличие от европейцев русским явно не хватает уверенности в своём превосходстве. Хотя и появилась во времена ИванаIII идея “Москва Третий Рим”, означающая, что Русь правопреемница Византии, которая была в свою очередьправопреемницей Рима…а Римская империя – это идеал для всех народов Европы во все времена….Да уж, мало азиатского в России. Всё-таки 30%  Азия, а 70 % Европа, по крайней мере, власть всегда транслировала европейскую линию развития (а против власти не попрешь).

Но сама власть по отношению к народу вела себя не по-европейски (Иван III любил выйти на крепостную стену в сияющих одеждах (подобно солнцу), а народ падал ниц. Это похоже на Византийский и Римский культ императора, где император был божеством (в Византии нет, но красные тапочки и трон, который, как лифт, поднимается высоко надо всеми и тем самым устрашает простых смертных, тоже из той же оперы).

При Николае I появилась столь же фундаментальная и основообразующая, как и “Москва – Третий Рим” “православие, самодержавие, народность”….Православие – точно не свзяно с Азией (хотя оно активно распространялось там к XIX веку в связи с европейской колонизацией), самодержавие – вот, что похоже на азиатский деспотизм, народность, которая стоит на последнем месте – это и знак народу – мол знай холоп, что ты на последнем месте и дань моде, мол, власть не забыла, что народ существует, что русский мужик совершенно особенный. Куча писателей начинают писать произведения о русских мужика и про то что и “крестьянки любить умеют” (как ранее писал Карамзин в “Бедной Лизе”), т.к. раньше-то думали, что они не умеют и как животные живут (грубо говоря). Русский мужик любит пахать землю и живет в общине (по-иному “мир”, община и была для человека целым миром и он смутно представлял о том, что происходит в другой деревне, не говоря о другой стране) мужик понимает, что самодержавие и православие – хорошо для него и не пойдет делать революций. Всех монархов ужаснул прецедент казни монарха в годы Французской революции. Наши не хотели подобной учести,для этого необходимо чутко хранить основы самодержавия. К тому же восстание декабристов послужило тревожным звоночком, власть держащие решили подстраховаться идеологией графа Уварова…

Но просвещенная часть общества все равно не видела легитимного механизма смены власти в Российской империи, поэтому на Александра II покушались 8 раз (последний успешно), затем разгул террора не прекратился “Гейфман оценивает общее число убитых и раненых в результате террористических актов в 1901-1911 годах в 17 тысяч человек” и это были убиты “сливки общества”…всё это не предотвратило революцию 1917 года, когда оставшиеся “сливки” дорезали. В истории Византии мы с трудом сможем найти императора, который бы правил более 15 лет и умер своей смертью, там тоже не было механизма смены власти, императора можно было только убить. То есть император почти божественен, его власть не знает границ, он купается в роскоши, но всё время находится на волоске от смерти.

Россия находится между Западом и Востоком и впитала в себя культуру и того и другого, в то же время представляет собой уникальную цивилизацию, похожую на уже погибшие цивилизации Римскую империю и Византию.