26
Май

Группа “Могучая кучка”. Кто они?

«Могучая кучка» была организована М.А. Балакиревым. Туда входили Ц.А. Кюи, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков. Они опирались на народность, реализм, национальный стиль в искусстве. Их жанры: опера, а также романсы и песни.

М. Глинка написал «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», «Я помню чудное мгновенье», «Камаринская». Глинка стал популяризатором «Камаринской», русской народной пляски. Эта мелодия звучит легко и радостно, под неё представляются русские народные гулянья.

Н. Римский-Корсаков создал произведения «Снегурочка», «Садко». Ария варяжского гостя из оперы «Садко» в исполнении Шаляпина звучит трагично и торжественно. Образ варяга возникает при звуке труб и словах, исполняемых Шаляпиным «О скалы грозные, дробятся с ревом волны…».

Итак, в составе «Могучей кучки» был А. Даргомыжский, его знаменитая опера «Русалка». Послушайте арию Мельника:

Также он был автором опер “Эмеральда” и “Каменный гость”.

Подробнее расскажу о М. Мусоргском и А. Бородине.

Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887)

Его творчеству свойственна та линия, идущая от Глинки, которая связана с русским эпосом, героиче-скими образами, но в то же время самобытна. Его мелодии воспроизводят ладовые и ритмические особенности русской народной песни (часто крестьянской) сплетаются с восточным элементом.

Главной оперой Бородина является «Князь Игорь», где основой драматургии является противостояние Руси и Востока.

Группа лирических романсов отличается камерностью, тонкостью в особенности «Для берегов отчизны дальной».

Важной частью творчества Бородина являются инструментальная музыка — три симфонии и симфоническая картина «В Средней Азии». Эпические традиции симфонизма Бородина были продолжены другими русскими композиторами.

Опера «Князь Игорь» включает арии  Князя Игоря и Кончака, половецкие пляски с хором и Плач Ярославны.

Понравился Плач Ярославны – в исполнении Ирины Васильевой, который воплощает традиции старинных плачев-причетов, которые имелись в русских деревнях. Горьким вопросом «зачем?» оканчивается плач и жалостливая мелодия умолкает.

М.П. Мусоргский (1839 – 1881 гг.)

При жизни творчество Мусоргского не было по достоинству оценено современниками, но затем общество признало в нем мирового гения, его идеи продолжили С.С. Прокофьев и Д.Д. Шостакович и другие композиторы. В его музыке доминируют народные, крестьянские мотивы, наблюдается «критический» реализм в музыке. Также пристутствуют декламационностъ, песенность, распев из храмовой музыки. Стиль Мусоргского включает также европейские традиции. Основные жанры его творчества опера и песня. Мусоргский является создателем реалистической народной музыкальной драмы, где в качестве равноправных героев выступают народ и личность. Основой для оперных сюжетов стали переломные моменты российской истории: «Борис Годунов», «Хованщина», «Пугачевщина» (не успел написать). Имеются немногочисленные инструментальные произведения: «Ночь на Лысой горе» и «Картинки с выставки».

«Картинки с выставки» написаны в честь друга Мусоргского внезапно скончавшегося художника Гартмана, который в своем искусстве также воплощал народные мотивы. Каждая мелодия из цикла посвящена картине и в целом произведение создает ощущение прогулки по картинной галерее. В переходе от одной картины к другой звучит Прогулка Promenade.

По моему мнению идея Мусоргского сочетания музыки и картины гениальна. Визуализация музыки или обратный процесс – изображение картины музыкой дают большое вдохновение. Особенно понравилась картина «Старый замок», мелодическая линия которой напоминает живое пение, которое к концу будто погружается в сон.

М. Мусоргский «Борис Годунов»