05
Май

Философия Инь Ян и её отражение в искусстве

Оглавление

  1. Введение
  2. Философия Инь Ян
  3. Инь Ян как антиподы
  4. Инь Ян как закон непостоянства мира
  5. Отражение в искусстве философии Инь Ян
  6. Заключение
  • Введение

Наше мышление основано на различении вещей, событий, качеств. Потому что таким образом проще дать определение чему-то, когда у вещи есть антипод. Тема философии Инь Ян может показать многим примитивной и не интересной, так всем известны эти противоположности.

Но если задумать над тем, что закон дуализма отражает не только закон мышления, но и существующую вне нас действительность и говорит о том, что существует реальный и идеальный мир. Этот момент делает тему гораздо интереснее и актуальнее, так как вопросы о происхождении мира и то, что будет с нами после смерти так и не решены философией и другими науками.

Также актуальность темы философия Инь Ян обусловлена ростом влияния (политического и экономического) Китая в мире. Поэтому становится важным понимание культуры Китая, традиций и мышления китайцев.

Рассматривая произведения китайского искусства важно понимать, какой смысл они в себе несут, приемы живописи и архитектуры.

В работе использовались следующие источники: Маслов А.А. Китай: Укрощение драконов. Духовные поиски и сакральный экстаз. Книга посвящена мистическим практикам традиционного Китая и рассматривает также даосизм и конфуцианство являются вопросами, которые рассматриваются автором. А также статью этого автора «Инь и ян. Хаос и порядок» в сборнике «Тайны древних цивилизаций». Его работы ценны обилием ссылок на источники, цитированием различных китайских трактатов.

Реферат основывается на работе Торчинова Е. А. Даосизм. «Дао-дэ цзин», где автор излагает основы даосизма, истории о даосских отшельниках, магах и публикует художественный перевод трактата «Дао-дэ цзин».

В реферате использовалась информация из сборника статей «Искусство Старого Китая в трудах Н.А. Виноградовой». В нем представлен целый цикл статей, в реферате использовались статьи на тему архитектуры и живописи Китая.

Философия Инь Ян

Одной из основных категорий китайской философии является Инь–ян, которая выражает дуальность мироздания. Это проявляется в большом ряде  оппозиций, таких как мягкое/твердое? темное/светлое, пассивное/активное, женское/мужское, земля и небо и т.д. По этимологии инь-ян означает берега реки или стороны холма на которых падает свет или тень.

Согласно «Книге Перемен», весь мир состоит из антиподов. Противоположными силами и в том числе единым считаются даже человек и мироздание. Единство и борьбу противоположностей выражает символ Инь и Ян.

Инь взаимодействует с Янь, что 5 элементов воду, огонь и метал, землю и земля. Они являются пятью фазами превращений или энергиями, которые руководят явлениями природы. Всё происходит по циклу (рождение и умирание), каждая категория превращается в свою противоположность и это происходит вечно.

Основной чертой Инь Янь являются эти превращения одного в другое и их называют движением Дао. В «Дао Дэ Цзин», в одном из памятников китайской мысли V веке до н.э, который значительно влияние оказал на культуру Китая выражаются эти мысли.

В 42 стихе «Дао Дэ Цзин» говорится: «Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают все существа. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию».

Инь Ян как чередование времени года, дня и ночи выступает в трактате «Гуань-цзы» (IV–III вв. до н.э.). В «Чжуан-цзы» (IV в. до н.э.) инь—ян связаны с категориями «Дао дэ цзина» «покой» и «движение».

Древний труд «Го юй» связывает то что происходит на земле с Инь, а то что на небе Ян. Если эта гармония нарушается, то возникают смуты и различные стихийные катаклизмы.

Инь Ян также трактуется как взаимодействие мужского и женского начала. В этом учении говорится, что благодаря этому первоначальный хаос переходит к творчеству организованных форм материи. Эволюция движится благодаря взаимодействию Ян и Инь.

Мыслителю Дун Чжуншу принадлежит идея об общественном, нравственном смысле двух начал. При этом философ все доброе, высокое отдал мужскому Ян, все низкое – женскому Инь.

Инь Ян как закон непостоянства мира

Философия Инь ян не такая уж примитивная как кажется на первый взгляд, об этом пишет профессор Алексей Маслов в статье «Инь и ян. Хаос и порядок». Упорядочивание сущностей и прекращение хаоса создало культуру Китая, лежит в ее основе. 

Восприятие духовного мира зависит от принципа инь и ян. Но даже в политике Китай является страной, требующей соблюдения договоров по принципу мер и шагов, то есть соблюдать паритет взаимоотношений «дуйдэн».

Смена инь и ян это как греческое «все течет, все меняется», мир постоянно трансформируется, поэтому ничто не существует воистину и до конца.

В «Дао дэ цзин» говорится, что наличие и отсутствие порождают друг друга, а сложное и простое создают друг друга.

Духовный и материальный мир возник в результате деления и это объясняется концепцией инь-ян. Шуан шэн означает закон «парного рождения» по которому всё постоянно перерождается, поскольку изначально мир возник из перворазделения. Таким образом в «Дао дэ цзине» выражается вотив бесконечного «кольца», его части равны друг другу. В трактате говорится, что «до» и «после» следуют друг за другом, конца и начала не существует. В этом воплощено Дао, которое в равной степени «распростерто и влево, и вправо».

Дао обладает всеми чертами инь и ни одной чертой ян. Прежде всего, оно «сокрыто», «неясно», «туманно». Оно обладает и чисто женскими функциями – порождает все явления и вещи этого мира. Оно вечно ускользает, его нельзя ни ощутить, ни выразить. 

В бытовых поверьях также мы находим веру в равновесие Инь Ян. Например, если человек умирает в доме, то в этом доме случится что-то счастливое, например, кто-то родится. А если наоборот родился, то удача будет обходить это место.

В «Дао дэ цзин» приводится следующее объяснение Инь Ян как бы на примере природы: Самка всегда одолевает самца своим покоем. Пребывая в покое, она занимает нижнюю позицию. 

Инь называют интуитивным мышлением, связывают с женской интуицией, Ян рациональный мужской ум. Мудрец, который погружен в сознание – это Инь, а деятельный правитель – это Ян.

Вся китайская культура строится на контрасте инь и ян и проявляется в философских направлениях. Конфуцианство это всё что отвечает за активное, мужской и рациональное. Даосизм связан с интуиций, женским и мистикой.

Шан-ди и другие небесные духи ассоциируются с гармонией и порядком. Ян помогает душе после смерти сохранить свою индивидуальность и общаться с потомками в загробной жизни. Ян воплощен в императоре Неба.

Гармонии и порядку противостоит и дополняет Инь, который воплощен в духах гуй, приносящих хаос и разрушение. Вредные духи и шан-ди могут представлять собой не что-то мистическое, а неструктурированную массу которая сталкивается с добрыми духами шен с четкой структурой и иерархией.

Инь — это очевидный первозданный хаос, это обращение человека к самому истоку (точнее, до-истоку) собственного возникновения. Хаос в даосской мысли, равно как и во всех мистических школах, носит позитивно-креативный характер, поскольку символизирует нерасчлененность и единство мира.

Вся имперская культура — воплощенное ян и противостоит этой символике. Она призвана разделять и «раздавать имена», и непреодолимая тяга китайских древних мудрецов и современных политиков к упорядочиванию и созданию четких ценностных иерархий есть не более чем попытка воплотить принцип превалирования ян над инь. Одновременно это и принцип светской культуры — здесь ян главенствует над инь.

Отражение в искусстве философии Инь Ян

Со времен неолита до сегодняшнего дня китайское искусство развивается непрерывно. В философском плане оно основывается на процессах, которые происходят в данный момент, так как в традиционной культуре отсутствует понятие о креативном источнике мира.

Со времен Восточного Чжоу искусство обеспечивается доктриной, в нем выражаются основные философские течения: буддизм, даосизм и конфуцианство.

Созидательная энергия ци проявилась в энергетическом единстве мира и восприятие творческого акта как концентрация ци. Искусство – это транслятор энергии ци.

Китайская культура от живописи до медицины включает в себя символику Инь-ян и философия и боевые искусства, всё имеет в себе эти принципы.

 Философия отразилась в изображении самого символа Инь Ян, который мы можем увидеть на амулетах и многих прозиведениях китайского искусства. Ни одно из начал не может существовать отдельно от другого, это иллюстрирует символ.

Графический символ Инь Ян изображали в виде круга. Это означает бесконечность, а волнистая линия разделяющая его — темную и светлую стороны (Инь Ян). Две точки на каждой стороне белая на темном и темная на белом говорит что каждая сила Вселенной несет зародыш другой. Причем Инь и Ян находятся в движении и темное должно уступить светлому в каой-то момент, а потом наоборот.

Также Инь Ян находят отражение в искусстве гадания которое осуществляется по Книге Перемен. Чтобы определить будущее и как необходимо действовать осуществляется гадание. Две монеты используют в ходе ритуала гадания, порой используют другие предметы. Орел означает Ян (сплошная черта), а решка – Инь (прерывистая черта) и из черт в итоге рисуются гексаграммы.

В мистических учениях Инь и Ян не равноправны. Они отдают преимущество Инь. Народные ритуалы отдают такой приоритет, потому что инь податливо, невидимо, бесформенно как вода или женское лоно. Так они стремились, чтобы человек приближался к началу инь. Отдавался приоритет хаосу  над порядком, состоянию  изначального и приближаюмуся к смерти.

Инь Ян мы можем найти конечно же в китайском фольклоре. Например, перевоплощение женщин в мужчин и обратно связано с этим символом. При этом используется магия герой съедает какие-то снадобья, ему помогают даосы или бродячие магои.

В живописи у-син и гохуа также проявились принципы Инь Ян. В живописи у-син ключевым является именно движение. Если изображается птица – быстрое животное и оно обозначает Ян и дерево, которое растет тоже Ян. Мягкость линий, тонкость и нежный цвет – это Инь в живописи у-син. Стремление, резкость, прямые линии, сильный нажим – это Ян. Кульминация Ян – огонь, это мощный взрыв или дуновение ветра, взмах крыльев бабочки. Земля означает спокойствие – Инь.

В архитектуре мы также находим отражение философии Инь Ян. Примером служит храм Неба в Пекине. Он служит для поклонения Небу и Земле, этим объясняется его форма – округлая на севере и квадратная на юге. Квадрат – это в китайской традиции символ Земли, а круг – Неба.

Четыре императорских храма сооруженных при династии Мин и династии Цин сохранились и сейчас.  Они находятся на юге Пекина – Храм Неба, на севере Пекина – Алтарь Земли, на западе города – Храм Луны, на востоке города – Храм Солнца. Все эти памятники воплощают соединение Инь и Ян и пронизаны этой символикой.

Заключение

Мы привыкли к тому, что мир состоит из противоположностей, что делает понятной для каждого философию Инь Ян. Её изучение довольно интересно. Она изложена в «Книге перемен», созданной около 700 г. до. н. э. (первый слой), на которой основана вся культура цивилизации Китая. Эта книга равнозначна Библии в христианской культуре, в культуре Китая это «Книга перемен».

Начала Инь и Ян трактуются различными способами, Ян – мужское начало и Инь – женское начало, как свет и тьма, огонь и вода. Их можно сравнить с правой и левой руками человека, они симметричны, противоположны, выполняют разные функции.

В Новое время идея мира, разделенного надвое и соединенного вновь в третьем, была переосмыслена в западной философии. Г. Гегелем в форме антиномий: теза – антитеза – синтез и в материалистической диалектике.

Начала Инь и Ян уравновешивают мир и создают гармонию, только в таком случае возможно развитие мироздания, обновление устаревшего, сохранение всего полезного.

Благодаря этой гармоничности Инь Ян создавались великолепные произведения искусства, которые являются мировым достоянием. Китайская живопись и архитектура пронизаны символизмом Инь Ян. В целом в китайской культуре какую бы сферу мы не взяли (даже современную литературу и кино), мы можем найти взаимодействие этих противоположностей.

Литература

1. Маслов А.А. Китай: Укрощение драконов. Духовные поиски и сакральный экстаз. М.: Алетейа, 2003.

2. Торчинов Е. А. Даосизм. «Дао-дэ цзин» / Предисл. пер. с кит., коммент. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999.

3. Искусство Старого Китая в трудах Н.А. Виноградовой. // М.: «БуксМАрт». 2016