27
Май

Последние фортепианные сонаты Бетховена

Людвиг ван Бетховен родился 1770 г. в городе Бонн, а умер 1827 г. в Вене. Его отец, который являлся придворным музыкантом, стремился воспитать из него второго Моцарта, так как ребенок отличался ранней одаренностью к музыке. Бетховен дал первый концерт в 7 лет. Одним из первых его произведений стала «Элегия на смерть пуделя».

В 22 года Бетховен переехал в Вену и прожил там всю жизнь. Композитор не был женат, но по свидетельству его друга Франца Вегелера, всегда находился в любовных отношениях, но скрывал от всех свою личную жизнь.

Бетховен интересен своими радикальными представлениями о значении музыки в жизни. Его при жизни признавали генеем, он имел хороший заработок по тем временам и достаточно высокое самомнение.

В последние годы жизни Бетховен находился в подваленном состоянии от осознания собственной глухоты. Но продолжал сочинять, обладая внутренним слухом.

Около 1796 года композитор стал утрачивать слух, это расстройство «звон» в ушах не давал ему воспринимать музыку, он перестал общаться с людьми под конец болезни.

Каковы были причины глухоты композитора остается не ясным, среди возможных заболеваний называют сифилис и отравление свинцом, в следствии которого он умер. Также считается, что Бетховен, чтобы не спать окунал голову в холодную воду, что и вызвало глухоту.

Известно, что после премьеры Девятой симфонии он не слышал аплодисментов зала и для этого обернулся, чтобы видеть это своими глазами. Он отказался от выступлений, но продолжал упорно писать музыку и даже ломал свой рояль сильно ударяя по клавишам, чтобы услышать звуки музыки.

Тем не менее Бетховен оставил важный исторический материал, который оказался полезным для интерпретации его творчества. Это были тетради, используемые композитором для общения с друзьями.

В целом за свою жизнь он создал более 240 сочинений. Среди них выделяются последние пять сонат. Позднее творчество долго время оставалось спорным и не оцененным по достоинству. Это сонаты №28, №29, №30, №31, №32.

В поздних творениях ярче звучит тема борьбы света и тьмы, которой придается более глубокое философское значение. Страдание в них побеждается силой духа, а не действием.

В последние годы жизни композитор переосмыслил жизнь, в произведения революционные устремления сменились более философским взглядом, возвышенным осмыслением мира.

Бетховен больше углубляется в русло романтизма, в произведениях усиливается психологическое начало.

Он фокусирует свое внимание на камерных жанрах, инструментальной сонате, фортепианной миниатюре. Заметен рост медленных частей в его последних сонатах, в частности во второй части сонаты № 32.

В произведениях преобладает ролика, главные темы сонатных allegri. Также усиливается значение полифонии, фуги в сонате № 31. Заметны нарушения структуры сонатного цикла в сонате № 32.

Бетховен остается верен классическому жанру, но прибегает к средствам на грани с романтизмом.

Произведения отличают погруженность автора в философию, психологическая проникновенность Философское раздумье, психологическая проникновенность отли­чают эти поздние произведения от более непосредственных, дейст­венных сонат предшествующего периода.

Масштабность формы, свободная трактовка сонатного цикла, редкое темброво-колористическое богатство, высокий уровень пианистической техники – все это придает поздним сонатам Бетховена неповторимое своеоб­разие. В не меньшей мере, чем от более ранних сонат самого композитора, эти поздние его произведения отличаются и от фортепианного творчества композиторов-романтиков.

Вызывает восхищение Adagio из Двадцать девятой сонаты. Последнее — с его глубоким трагизмом и сосредоточенностью мысли — несомненно принад­лежит к самым выдающимся Adagio в классической музыке.

В самом деле, даже теперь, после полуторавекового развития фортепианной культуры, исполнение 29 сонаты считают пианистическим подвигом.

Б. В. Асафьев писал о сонате: «Это гигантское произведение можно считать симфонией для фортепиано… Сила звучности, грандиозность замысла и неслыханный до того размах творческого воображения в пределах камерной музыки указывают на исключительную одаренность Бетховена и на непомерно богатый запас жизненной энергии».

Соната 32 написана в период полной глухоты композитора. Посвящена эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому.

Последняя соната Бетховена отличается остротой противостоящих друг другу контрастных элементов. В эмоционально-образном смысле вторая часть — антипод первой. Если первая закончилась крахом и исчезновением всего драматически-страстного, то во второй части Бетховен потрясает нас «очищенным» от страстей, глубоко печальным, но светлым лиризмом философского созерцания. Напев темы Ариэтты — дань простодушию и задушевности народной песни. Развязка последней сонаты Бетховена чрезвычайно ярко воплощает одну из сторон позднего периода его творчества — попытку отдаться изящному поэтическому миру мечты. Напряженное, тревожное, волевое движение первой части завер­шается не бесстрашным вызовом судьбе (как это происходило в более ранних произведениях Бетховена), а душевным просветле­нием, стремлением уйти от борьбы и страстей в мир возвышенной умиротворенной мысли, внутренней гармонии. Идея сонаты — возвышение человека над мирскими страстями и его слияние с природой.

Смерть Бетховена

Последние годы жизни Бетховена были омрачены ссорами с родственниками. Он мог бы поехать по приглашению в британскую филармонию и заработать денег, но его удерживал племянник. Этот племянник был единственным наследником, но отнял у композитора много сил и нервов. Племянник имел игорные долги и пытался совершить самоубийство.

В театре Кертнертор исполняются «Торжественная месса» и «Девятая симфония», которые вызывают овации публики. На этом концерте композитор уже не мог слышать публику. Не смотря на успех у публики, концерты не приносили прибыли.

Хочу отметить, что фрагмент 9 симфонии используется в гимне Евросоюза. Гимн основан на теме 4 и 9 симфоний.

Гимн Евросоюза

У Бетховена скопился букет заболеваний, которые были почти неизлечимы. Его не забывали и навещали друзья, а доброжелатели присылали подарки. Бетховена сделали почетным членом Венского общества любителей музыки. До последних дней жизни Бетховен читал сложные философские трактаты и не терял рассудка. Его смерть была мучительной, в течении трех дней перед кончиной он находился в агонии. Похороны собрали более 20 тыс. человек.

Читайте также о последних годах жизни Моцарта.