08
Июн

Противоречивость творческой личности Р. Вагнера

Немецкий композитор, дирижер и теоретик искусства Рихард Вагнер является неоднозначной личностью в истории искусства. В его сторону сыпалось обилие критики и комплиментов. Некоторые обвиняют Вагнера в антисемитизме и считают его любимым композитором Гитлера. Его называли “саксонским гномом” (его рост 152 см) с феноменальным талантом.

Он родился 22 мая 1813 г. в Лейпциге, умер 13 февраля 1883 г. в Венеции. Вагнер внес большой вклад в развитие оперы и симфонического жанра, оставив масштабное музыкальное наследие. Он является автором 13 крупных опер, исполнение которых длится от 3 до 5 часов.

Большое влияние на творчество Р. Вагнера оказала политическая ситуация в Европе. Он был вдохновлен духом революции и критиковал немецких композиторов за то, что они не говорили голосом народа, не чествовали его жизнь. Это он пишет в своей первой критической статье, опубликованной в 1834 году. В ней он положительно отзывался о траурно-триумфальной симфонии Берлиоза за её понятность каждому. Вагнер критиковал французскую оперу с той же точки зрения, именуя ее «блестящей ложью», чепухой и скукой.

Р. Вагнер жил и работал во многих европейских городах Вюрцбурге, Магдебурге, Кёнигсберге и Риге, Лондоне и Париже, где он искал спасение от нужды и надеялся прославиться. Кстати, он бывал даже Петербурге и в Москве, где его концерты имели успех. В Париже он создает свои знаменитые увертюру «Фауст» и оперу «Летучий голландец». Но город разочаровал композитора: внешний блеск скрывал гонку за наживой и следование художниками за буржуазной модой, при это м они забывали о своем собственно творческом пути.

Расцвет творчества композитора пришелся на период его проживания в Дрездене. Атмосфера в Германии накануне революции влияет на его творчество и в этот период он складывается как художник. Он увлекается различными философскими течениями, которые оказывают влияние на его творчество, больше всего проявляется его ненависть к капитализму.  Он считает пустым и помпезным уклад современной художественной практики. Вагнер считает, что только революция может родить благородное, всеобъемлющее искусство.

Вагнер критически относился к современной ему опере. Он критиковал ее за отсутствие драматической содержательности и идейной глубины.

Также Вагнер считал, что пришел конец инструментальной музыки и что будто Бетховен исчерпал ее возможности. Бетховен создал восемь симфоний и в финале №9 обращается к слову.

Оркестр, по мнению Вагнера, выражает глубины мыслей и чувств людей. Он подобен античному хору, который комментирует ход действия трагедии.

Вагнер выявил острые проблемы в опере и осветил вопрос отношений поэта-драматурга и композитора, оркестра и пения, слов и музыки.

 «Кольцо нибелунга» было создано Вагнером под воздействием его революционных увлечений. Но затем Вагнер потерял веру в возможность революционного переустройства общества, т.к. революция не удалась, а жизненные трудности развили у композитора чувство отчаяния. Опера «Мейстерзингеры» была создана в период переживаний трудностей в личной жизни и материальной нужды.

Но затем начался благоприятный период для Вагнера, который связан с женитьбой на Козиме Лист, которая на момент встречи с Вагнером была жената на его друге и имела двух дочерей. Этому браку предшествовал неудачный брак с Минной Планер и романс Матильдой Везендонк.

Матильда Везендонк

Также благоприятный период в творчестве Вагнера связан со строительством собственного театра. Но противоречие заключалось в том, что вместо общенародного и общедоступного театра, о котором мечтал Вагнер был создан театр для богатых людей. Организация фестивалей находилась в руках богатых акционеров.

Дух бунта угас в композиторе, и он впал в зависимость от денег и покровительства Людвига II. Это негативно сказалось на его творчестве, на его работах, по мнению некоторых критиков в них слышится тщеславие. Но в то же время если бы не покровительство Людовика II то многим планам Вагнера не удалось бы совсем свершиться. Также не был бы построен шедевр архитектуры Замок Нойшванштайн, который строился Людовиком в честь Вагнера.

Творчество Вагнера порой раздирали противоположные идеи, но ему удавалось создавать цельные, великолепные произведения «Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин» и другие.

Композитор стремился создать синтетическую музыкальную драму, где соединились бы действие, слово и музыка. Его оперы-драмы отличаются непрерывностью музыки. Певческие партии сложны в исполнении и требуют полной отдачи. Оркестр играет важнейшую роль, но при этом помещен в оркестровую яму, чтобы внимание публики было сосредоточено на действии оперы.

Читайте другие статьи из рубрики.