orel
27
Июн

Почему врёт журналист? Идеология Москва Третий Рим

20 июня в «Независимой газете» журналист С. Макин опубликовал заметку под названием «Отворотись от нас, наш Третий Рим». В подзаголовке журналист пояснил: дескать, рассматривайте мою статью как «еретические мысли о суверенитете России и национальной идее». Действительно, еретического в его статейке много.

Для начала журналист выдвигает тезис о том, что в России ни много ни мало, но идет постепенный процесс «возрождения римской идеи». Для подтверждения своей мысли Макин не находит ничего лучшего как сравнить современную Россию с Римом времен эпохи упадка. «Тут и там – «Хлеба и зрелищ!» Футбол принципиально не отличается от гладиаторских игр – только кровь на арене не хлещет. В Древнем Риме – труд рабов и колонов, в РФ – гастарбайтеров. Неужто Россия не может родить никакой другой идеи, кроме римской», – восклицает журналист.

red square

Римская идея

Напомним автору, что Рим эпохи упадка – это с  начала I века н. э. до 476 года – года падения Рима под натиском варваров. Действительно в это время возникает первое известное  нам «общество потребления». Однако до этого были века процветания империи, которыми была прославлена «римская идея».

Главным её содержанием были патриотизм, честь и достоинство, верность гражданскому долгу, почитание богов, представление об особой богоизбранности римского народа, а также идея о Риме как высшей ценности. Римляне не разделяли греческое прославление свободной личности, допускающей нарушение установленных законов общества. Напротив, они всячески возвышали роль и ценность закона, непреложности его соблюдения и уважения. Для них общественные интересы были выше интересов индивида.

В этой связи сводить «римскую идею» в идее потребительства – это,  значит фальсифицировать историю. Очевидно, что для автора  вольная трактовка прошлого – это норма, лишь бы «ложилось лыко в строку».

двуглавый орел

Двуглавый орел

С такой же легкостью журналист Макин продолжает далее рассуждать о вопросах, в которых он слабо осведомлен. Например, в его трактовке двуглавый орел – это символ государственной идеи «Москва-Третий Рим».

Вновь напомним Макину, что двуглавый орел заменяет одноглавого римского орла в Византии (Восточной Римской Империи) по указу в 330 году императора Константина Великого в связи с тем, что христианство становится доминирующей религией. Одна голова орла олицетворяла собой  власть императора (светскую), другая – силу духовную (власть церкви).

У нас двуглавый орел становится государственным символом после женитьбы Великого князя Ивана III на Софии Палеолог (двуглавый орел был гербом семьи Палеолог, семьи последних императоров). На печати московского князя он появляется уже в 1497 году. Женитьба на наследнице византийских императоров позволяет претендовать московским князьям на более высокий статус в отношениях с западными соседями. На этом основании Иван III принимает звание царя (цезаря).

На наш взгляд, поверхностные рассуждения о гербе стали нужны Макину «инструментально», для того, чтобы перейти к разоблачению вредности идеологемы «Москва – Третий Рим».

Между тем история возникновения и утверждения столь мощной религиозно-философской концепции на российской почве имеет совсем другой генезис. И она не связана с двуглавым орлом.

Иван III Картина Н. С. Шустова «Иван III свергает татарское иго, разорвав изображение хана и приказав умертвить послов» (1862)

Религиозное мировоззрение

Сделаем небольшое отступление. Для правильного понимания исторических событий необходимо рассматривать их с позиций современников. Абсолютно всё население Московского княжества конца XV века имело религиозное мировоззрение. Жизнь их была трудна не только в физическом плане, но и в духовном. Одним из элементов нравственных терзаний было ожидание «конца света». Эти настроения были настолько сильны, что в 1492 году потребовались специальные разъяснение церкви (митрополит Зосима) из-за отказа мирян от работы (сева, пахоты и пр.), а служителей составлять пасхалии. Мол, все равно завтра конец.

Основания для такой интерпретации событий были. В 1453 году пал Константинополь – «Второй Рим». Исходя из ветхозаветных пророчеств, особенно книги Даниила, получалось,  что пали четыре царства: Вавилонское, Мидо-Персидское, Греческое и Римское (Восточная Римская Империя или Визания). Пророк говорил, что после падения четвертого царства наступит «конец света».

Но он не наступал,  других независимых православных государств помимо Московского княжества не было.

Вставал вопрос, а кем теперь является Москва, какова её роль в мире?

Ответ на данный вопрос и попытался дать старец псковского Елеазарова монастыря Филофей в своих двух посланиях конца 1523 – начала 1524 года, адресованных дьяку Михаилу Мисюрю-Мунехину и великому князю Московскому Василию III. В них Филофей поставил московского князя в один ряд с императором Константином Великим, называя последнего предком     Василия III по матери. Тем самым Москва обозначалась как наследница Византии со всеми причитающимися такому статусу амбициями (духовное и политическое лидерство) и сопряженной с ними ответственностью.

Ход мыслей Филофея в формуле «Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать» следующий: первые два Рима подвергнуты наказанию за их измену православию, после чего их место должна занять Москва.  Если же и Москва впадёт в грехи, ей не последует четвертый Рим просто потому, что нигде в мире не было больше ни одного православного государства. Это означает  конец света.

Иными словами, Василию III и Московскому царству предлагалось принять на себя чрезвычайно сложную роль – роль «катехона», т.е. удерживающего мир от погибели.

Сегодня практически все специалисты сходятся в том, что  теория «Москва — третий Рим» явилась результатом эсхатологических ожиданий русских и носила первично исключительно религиозный характер.

Кратко отметим, что  католическая церковь находилась в тот период в глубоком кризисе. Его итогом стала Реформация. Лютер в 1517 году вывесил свои тезисы в Виттенберге.  В Европе началась череда религиозных войн. В этой обстановке гадать, куда должен перейти духовный центр после падения Константинополя, было не сложно – на Восток.

По Маркину же, благодаря исключительно материалистической трактовке духовного феномена, получается следующее: «если Москва – «третий Рим», значит, русская идея – если не война, то гонка вооружений…».

Приписывая России милитаристское мышление и желание быть империей, автор вопрошает, «стоит ли Москве мечтать о лаврах Третьего Рима? Какая ей честь быть третьей, а не первой? К тому же, чтобы стать Римом, нужно завоевать полмира, если не весь мир. Можно ли это, и главное, нужно ли?»

Действительно не нужно. В этом случае журналист прав. Концепция «Москва-Третий Рим» изначально не предполагает ни завоеваний, ни строительство империи. Она обращена к духовному миру человека.  Что же тогда случилось?  Наследники Василия III поняли концепцию по своему, используя ее в текущих политических целях, как говорят в таких случаях – «эксцесс исполнителя».

Что касается призыва «маркиных» к одностороннему разоружению. Мы и так с горбачевских времен разоружаемся. Противоположная сторона откровенно нарушает обязательств и договора, шаг за шагом продвигает войска НАТО в границам России, создает одна за другой военные базы, формирует новые дивизионы ПРО. С точки зрения военных, такая политика является «подготовкой к наступательным военным операциям на сопредельной территории», т.е. в России.

Излишняя доверчивость в отношениях с Западом дорого стоит. Ходячий пример здесь Ливия и судьба ее лидера М. Каддафи. В сегодняшней жизни более выигрышной выглядит политики вождя КНДР. Да и сам Маркин приводит нам в качестве примера латинскую пословицу: «хочешь мира –  готовься к войне». Вот мы и готовимся по мере сил.

В 2008 году защитили после нападения и убийства 64 российских миротворцев население Южной Осетии. Дали возможность гражданам Крыма провести референдум в 2014 году, когда власть в Киеве пала. Приняли трудное решение по защите от террористов народа Сирии. Укрепляем, перевооружаем армию и флот, восстанавливаем военно-промышленный комплекс.

Хотим мы того или нет, но волею судеб Российская Федерация вновь выталкивается ходом истории на передовую линию борьбы за традиционные ценности, за справедливые международные отношения и пр.

В ответ на это часть интеллигенции, прикормленной западными фондами и российскими олигархами-космополитами, начинает «петь с чужого голоса», фальшиво призывая к миру и налаживанию отношений с Западом на условиях последнего. Эти деятели не желают говорить гражданам правду о том, что конечным итогом подобного курса будет исчезновение и российского государства и русских.

После того как  попытки российской правящей элиты вписаться в чужой западный проект провалились, выбора у нас  не осталось. Необходимо признать реалии и быстрее становиться суверенным, независимым самодостаточным государством, базирующим свою внешнюю и внутреннюю политику на присущих «русскому миру» ценностях и нормах. Вот и всё.